Саченко Николай Анатольевич

    Скрипач, воспитанник Г. А. Аввакумова, лауреат XI Международного конкурса имени Чайковского.

    Учиться игре на скрипке Коля Саченко начал в возрасте шести лет у известного камчатского музыканта Г. А. Аввакумова (музыкальная школа № 1, Петропавловск-Камчатский). Уже на первом этапе учебы Коля Саченко завоевал звания лауреата на конкурсах юных скрипачей Сибири, Урала и Дальнего Востока (Новосибирск, Владивосток). С 1987 года — по рекомендации Георгия Аввакумова — Н. Саченко переехал в Москву, в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (класс З. И. Махтиной). В этот период Н. Саченко стал стипендиатом Фонда имени Ю. Янкелевича и международной программы «Новые имена». С 1996 года учился в Московской консерватории у профессора И. С. Безродного и профессора С. И. Кравченко.

    На Камчатке взяли старт в профессиональное будущее многие молодые музыканты. Но достижений, равных Николаю Саченко, камчатская земля еще не знала. В 1995 году Н. Саченко стал победителем III Международного конкурса имени Леопольда Моцарта (Германия). А в 1998 году 21-летний скрипач завоевал 1-е место на XI Международном конкурсе имени Чайковского — одном из самых престижных музыкальных соревнований в мире (в творческом состязании скрипачей в рамках конкурса имени Чайковского принимали участие 56 музыкантов из 19 стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки).

    После победы Н. Саченко московская пресса отмечала «настоящий трагический талант», «сильный характер» и незаурядную исполнительскую волю скрипача, восхищалась его «лиризмом и увлеченностью». В японской прессе утверждалось: «Впервые за последние восемь лет на конкурсе Чайковского по специальности скрипка появился выдающийся музыкант», «зрителей необычайно привлекал его горячий темперамент, свежесть восприятия мира», «на конкурсах выступали хорошо подготовленные музыканты, но давно не встречались такие таланты»…

    Георгий Аввакумов (1946–1997) до конца жизни пристально наблюдал за ростом своего воспитанника. Когда в возрасте 14 лет Коля Саченко потерял родителей, Георгий Аввакумов стал его опекуном. Он же приглашал молодого скрипача во все заграничные поездки Камчатского камерного оркестра (Австрия, Чехия, Испания, Германия). Не раз прилетал Николай Саченко в Петропавловск, чтобы в сопровождении оркестра выступить на традиционных фестивалях искусств «Камчатская музыкальная весна».

    Тесный и серьезный контакт с оркестром Г. А. Аввакумова являлся для молодого скрипача дополнительной и важной школой на пути совершенствования исполнительского мастерства. Вместе с оркестром Николай Саченко разделял все сложности гастролей, но и все незабываемые успехи. Отношение музыкантов Камчатского камерного оркестра к молодому музыканту было поистине щедрым. В 1991 году, перед поездкой в Прагу, артисты оркестра купили Николаю новую скрипку. Через некоторое время они же (под гарантийное письмо губернатора Владимира Бирюкова) добились решения, чтобы молодому скрипачу выдали инструмент из государственной коллекции. Когда же в 1995 году Николай Саченко восхитил своей игрой ценителей музыки в Германии, жители города Аугсбурга собрали 8,5 тысячи марок в дар музыканту, он добавил часть собственных средств и на эту сумму смог приобрести уникальную скрипку французского мастера XVIII века, которая и привела его, в конечном итоге, на сцену конкурса имени Чайковского.

    Николай настолько был своим в камчатском оркестре, что это отмечала и европейская пресса. Австрийская газета «Badener Zeitung» сообщала в 1994 году: «Большим талантом видится принадлежащий оркестру юный скрипач Николай Саченко». В одном из интервью Георгий Аввакумов говорил о своем ученике как о сложившемся музыканте, о своей уверенности в том, что Коля Саченко «обязательно станет звездой первой величины на небосклоне российского музыкального искусства» (газета «Вести», 21 мая 1997 года). Слова учителя сбылись.

    После победы на конкурсе имени Чайковского Николай Саченко выступал во многих странах — в России, Японии, Австрии, Германии, США, Чехии, Китае, Польше, Югославии, на фестивалях Мстислава Ростроповича в Эвиане (Франция), «Молодая Прага», Пекинском международном музыкальном фестивале, в престижных залах с прославленными дирижерами и оркестрами, такими как Российский национальный оркестр, Российский государственный симфонический оркестр «Молодая Россия», Симфонический оркестр г. Гуанчжоу, оркестрами «Филармония Наций», «Токио-Метрополитен-симфони», «Токио-Вивальди» и др. Незабываемое впечатление произвели на музыканта творческие встречи с И. Менухиным, М. Ростроповичем, И. Стерном.

    Репертуар скрипача включает музыку разных стран, эпох, композиторов: И.–С. Бах, Л. ван Бетховен, П. Локателли, Н. Римский-Корсаков (Е. Цимбалист), К. Шимановский и др. Из произведений для скрипки с оркестром в репертуаре Николая Саченко — концерт ре-мажор Чайковского, концерт ре-мажор Брамса, концерт ми-минор Мендельсона, концерт № 5 Моцарта, концерт № 5 Вьетана, концерт Сибелиуса, «Цыганка» Равеля, «Поэма» Шоссона, «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса, «Цыганские напевы» Сарасате и др. Из произведений для скрипки соло и скрипки и фортепиано: каприсы № 1, 4, 5, 9, 11, 17, 24 Паганини; сонаты № 3 и № 6 Изаи, соната Франка, соната № 1 Прокофьева, соната № 3 Брамса, «Хаванез» Сен-Санса, «Испанская народная сюита» Де Фалья, 5 пьес Чайковского, «Скерцо» Брамса, «Андалузский романс» Сарасате и др. Большим успехом пользуются компакт-диски, записанные Н. Саченко в Японии.

    Несмотря на мировую известность и весьма интенсивную гастрольную деятельность, Николай Саченко продолжает бывать на Камчатке, где дает сольные концерты и обязательно выступает с Камчатским камерным оркестром (1998, 2000, 2003). Последний такой визит состоялся в январе 2006 года, когда в Петропавловске отмечалось 60-летие со дня рождения Г. А. Аввакумова, чье имя носит оркестр с 2004 года.

    С 2006 года Николай Саченко — солист Московской государственной академической филармонии, лидер государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Ю. Башмета.

    Зиневич Лев Леопольдович

    Скрипач, педагог, концертный исполнитель, художественный руководитель камерного оркестра.

    Окончил государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в 1971 году. Работал преподавателем по классу скрипки в музыкальной школе города Электросталь Московской области (1970–1971). Являлся художественным руководителем Амурской областной филармонии, преподавателем и директором Благовещенского музыкального училища (1971–1978). С 1978 года работает в Камчатском областном музыкальном училище. Был заведующим учебной частью (1978–1991), затем — заведующим оркестровым отделением училища.

    Профессиональное мастерство в сочетании с максимальным трудолюбием, ответственностью и творческой активностью сделали Льва Леопольдовича одним из наиболее авторитетных музыкантов Камчатской области. Его педагогическая работа дала высокие результаты: абсолютно все выпускники класса Л. Л. Зиневича поступили в консерватории и институты искусств Российской Федерации. Многие из них, получив высшее образование, посвятили себя скрипичному исполнительскому творчеству, играют в симфонических и камерных оркестрах в разных городах России.

    Все студенты Л. Л. Зиневича в период обучения задействованы в интенсивной концертно-исполнительской деятельности. Созданный Львом Леопольдовичем при училище камерный оркестр является одним из наиболее активных молодежных коллективов областного центра. Постоянное участие в концертной жизни Петропавловска-Камчатского, выезды оркестра и его солистов в разные районы Камчатской области — все это является осознанной стратегической линией педагога по воспитанию молодых музыкантов и пропаганде музыкальных знаний среди населения. Ежегодно студенты и камерный оркестр Л. Л. Зиневича дают свыше 20 концертов.

    Высокий уровень воспитанников класса Л. Л. Зиневича многократно подтверждался на смотрах-конкурсах различного уровня. Среди его студентов немало лауреатов, победителей международных и зональных конкурсов.

    Педагогическую деятельность Л. Л. Зиневич умело сочетает с методической работой. «Мастер-классы», которые регулярно проводит Лев Леопольдович по проблемам скрипичной педагогики, привлекают внимание специалистов училища, музыкальных школ области. Многие годы Лев Леопольдович курирует скрипичные классы музыкальных школ Петропавловска-Камчатского, Елизово, Вилючинска. Многократно выезжал для оказания методической помощи в поселки Камчатки, в том числе Корякского автономного округа. Л. Л. Зиневич является постоянным председателем жюри областных конкурсов юных музыкантов, активно работает на курсах повышения квалификации при управлении культуры администрации Камчатской области.

    Среди постоянно концертирующих музыкантов Камчатки имя Л. Л. Зиневича является наиболее известным. С большими и разнообразными программами скрипач выступал на многих сценах Камчатки, по радио и телевидению. Программы эти постоянно обновляются и включают в себя весь диапазон мирового скрипичного искусства.

    В 1996 году Л. Л. Зиневич дал 14 сольных концертов в городах штата Аляска (США). В 1997 году камчатский скрипач совершил гастрольную поездку в Израиль. Наиболее яркий концерт состоялся в городе Иерусалиме, на котором присутствовали бывшие граждане СССР. Зрители устроили овацию камчатскому музыканту. За 2000–2005 годы скрипач дал 118 сольных концертов. Л. Л. Зиневич является организатором и участником традиционных фестивалей классической музыки в Петропавловске-Камчатском.

    Многогранная деятельность педагога и музыканта-исполнителя Л. Л. Зиневича отмечалась высокими наградами. За вклад в развитие профессионального музыкального искусства Л. Л. Зиневичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1995). Он награжден медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945» (1965), медалью «Ветеран труда» (1990). В 2000 и 2003 годах Лев Зиневич был лауреатом премии областной филармонии «Золотая лира». За развитие музыкальной культуры ему присвоено звание лауреата Камчатской областной государственной премии (2002). По решению регионального общественного фонда «Русское исполнительское искусство» камчатский музыкант удостоен диплома и денежной премии (2003).

    Поротов Георгий Германович

    Писатель, поэт, музыкант, фольклорист.

    Детство и юность прошли в селе Мильково, на Камчатке. С 1944 года до поступления в 1953 году в Хабаровскую краевую культпросветшколу (город Биробиджан) был землепашцем, пастухом, молотобойцем в кузнице, вел бухгалтерские книги в колхозе имени Сталина. После четырех лет учебы с дипломом методиста-организатора клубной работы вернулся в Мильково. Здесь работал заведующим клубом, затем — художественным руководителем и директором районного Дома культуры. С 1959 года пять лет руководил Корякским окружным Домом народного творчества в Палане. В 1964 году вернулся в Мильково, на работу заведующим районным отделом культуры. Здесь за вклад в развитие народного искусства он получил свою первую награду — орден Трудового Красного Знамени.

    В должности методиста-культпросветчика Поротов объехал весь полуостров и в полной мере ощутил силу, красоту северной суровой природы и необыкновенную талантливость коренных жителей Камчатки.

    Георгий Германович исчислял свой литературный стаж с 1957 года, когда написал стихотворение «Друзья, на фестиваль». Первый поэтический сборник «Ое» увидел свет в 1967 году. Цикл стихов об Ое полностью основан на фольклорных мотивах. За него Г. Поротов получил областную литературную премию имени Камчатского комсомола. Следом за «Ое» появились пьесы по ительменским мотивам «Корел», «Кутха и мыши», «Эльвель». Они сразу ушли в путешествие по клубам Камчатки. В областном драматическом театре по пьесе Поротова «Веселый Акан» был поставлен спектакль для детей «Потерянный праздник». После поездок по национальным селам и звеньям оленеводов появились книжки, написанные совместно с корякским поэтом В. Коянто: «Песни Алнея» (1969), «В стране Кутхи» (1969), «Дарю тебе песню» (1970). В 1972 году вышел сборник «Акиках, Ачичух, Абабах», куда вошли два старинных предания, эскизы к исторической поэме «Федька Дранка», современные сказы.

    В 1975 году в издательстве «Современник» вышла книга «Песни страны Уйкоаль», включившая в себя первые прозаические опыты Поротова. В 1977 году Поротов участвовал в работе Первого Всероссийского семинара литераторов народностей Севера и Дальнего Востока, где критики отметили глубокую народность писателя и его щедрую самобытную талантливость. На новом творческом этапе, в конце 1970-х начале 1980-х годов, у писателя родились три книги исторической прозы «На околице Руси». В них писатель исследует преломление новой народной власти в психологии быта мильковских камчадалов. Роман «Камчадалы» посвящен обороне Камчатки в период русско-японской войны 1904–1905 годов. Роман не закончен. Автор успел написать только четыре главы.

    Разносторонность таланта Г. Поротова принесла ему всенародную известность. Он был прекрасным музыкантом, танцором, лектором, режиссером, одаренным педагогом. Он был добрым учителем для молодого корякского литератора М. Попова, ительменской поэтессы Н. Суздаловой, прозаика Н. Селивановой. Он стоял у истоков создания национальных ансамблей «Мэнго», «Эльвель», «Нургэнэк» и других.

    К сожалению, Георгий Германович рано ушел из жизни. Часть его произведений были не напечатаны, часть не закончены. Уже после кончины поэта увидели свет поэтические сборники «Ветер жизни» (1986), «Стихотворения и поэмы» (1990), неоконченный роман «Камчадалы» (1994), двухтомник «Сочинения» (2003), в котором заметную долю составляют ранее не опубликованные поэмы, пьесы, стихотворения, ноты.

    Г. Г. Поротов Почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского.

    Данью памяти поэту стали скромная улица в селе Мильково, названная его именем, мемориальная доска, установленная в Петропавловске на доме, где он проживал с семьей. В 1991 году Фондом компенсации (в пользу народов Севера) учреждена литературная премия имени Г. Г. Поротова. Ее лауреатами в 1991–2004 годах стали К. С. Черканов, К. В. Килпалин, И. Н. Тапанан, К. Н. Халоймова, В. В. Коянто (Косыгин), Н. Д. Суздалова, И. Т. Симаков, Е. А. ЕгоровЕ. И. Сигарев, В. П. Кудлин, Р. А. Коренев, Ю. А. АлотовВ. Т. Кравченко, Е. А. Коптев, Е. В. Рыбаченко, а также коллектив камчатского радио (ГТРК «Камчатка»). Регулярно проводятся Поротовские литературные чтения. В портретной галерее выдающихся личностей полуострова «Скрижали Камчатки» представлен портрет Г. Поротова. Так чтят современники поэта, который говорил о себе: «Пусть считают меня ительмены — ительменским поэтом, коряки — корякским. Главное счастье в творчестве — быть принятым народом и сердцем служить ему».

    Бычков Сергей Александрович

    Музыкант, журналист, сотрудник проекта «Сохранение биоразнообразия Камчатки», общественный деятель.

    На Камчатке — с 1956 года. В детские, школьные годы жил в поселке Оссора Карагинского района, в городе Елизово. Окончил Камчатское областное музыкальное училище по классу фортепиано (1973), Воронежский государственный институт искусств (1978). Учился в аспирантуре Дальневосточного государственного института искусств. Работал преподавателем, концертмейстером в учебных заведениях Сибири, на Урале. Играл в ансамбле с известными музыкантами страны — Заслуженной артисткой России Эльзой Кузнецовой (вокал), лауреатом всесоюзного конкурса Михаилом Дубирным (тромбон). Вернулся в Петропавловск-Камчатский в 1983 году.

    Разносторонние творческие интересы С. А. Бычкова отразились на трудовой биографии. Около 30 лет занимался педагогикой — в музыкальном и педагогическом училищах, был директором областного методического кабинета. Постоянно уделял внимание концертно-исполнительской деятельности. С 1991 года — солист и концертмейстер Камчатской областной филармонии (до 80 концертных выступлений ежегодно). Способствовал возрождению на камчатской сцене жанров фортепианного трио, квартета, квинтета. Освоил игру на клавесине. В качестве солиста сотрудничает с Камчатским камерным оркестром. Побывал с концертами во многих населенных пунктах Камчатской области. В 1995 году организовал цикл сольных концертов в городе Анкоридже (США, штат Аляска). Как музыкант в разные годы сотрудничал с театрами Свердловска, Воронежа, Красноярска, Петропавловска-Камчатского. С. А. Бычков — постоянный участник фестивалей искусств «Камчатская весна», других творческих мероприятий городского и областного уровня.

    Активен в журналистской деятельности. Вел циклы музыкальных передач «Классика по пятницам», «Браво, маэстро» на местном телевидении (студия TVK). Печатался в газетах. Является сотрудником проекта «Сохранение биоразнообразия Камчатки». При поддержке проектов ПРООН/ЭФ «Сохранение биоразнообразия Камчатки», «Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование», экологического фонда «Дикие рыбы и биоразнообразие» С. А. Бычков с 2003 года издает ежемесячную газету «Заповедная территория» (редактор). Активный член «Ротари-клуба».

    С. А. Бычков — Заслуженный артист Российской Федерации (1999).

     

    Алотов Юрий Александрович

    Родители Ю. А. Алотова родом из с. Пахачи Олюторского района. Но значительную часть жизни (с трехлетнего возраста) Юрий Александрович прожил в с. Воямполка Тигильского района. По этой причине многие ошибочно считают местом рождения поэта с. Воямполку, а не пос. Палану. Среднюю школу Ю. А. Алотов окончил в Палане (1973). Большую роль в формировании будущего литератора сыграло самообразование. С 5 лет Юрий читал романы Марка Твена. В школьные годы самостоятельно изучал сочинения древнегреческих философов, литературу народов мира. В 8-м классе освоил игру на гитаре.

    Военную службу проходил в Ракетных войсках под Красноярском и на базе подводных лодок близ Владивостока (пос. Звездный). После армии получил направление на учебу в Ленинград. Но уехал на остров Беринга, где прожил около двух лет (1979–1981). Там появились первые авторские песни Ю. А. Алотова.

    Вернувшись в Воямполку (1981), работал в нескольких местах одновременно. Был связистом, занимался починкой электроприборов, радио- и телетехники. В семье Юрия Александровича родились 5 детей.

    Первые публикации стихов Ю. А. Алотова появились в местной периодической печати в конце 80-х годов. В 1988 году молодой поэт участвовал в окружном совещании молодых литераторов (Палана). Уже тогда произведения поэта отличались углубленным взглядом в историческое прошлое корякского народа.

    Первый музыкально-поэтический сборник «Слеги чавчувена» издан на средства автора при посредничестве специалистов областного и окружного научно-методических центров народного творчества в 1990 году. В нем собраны ранее написанные музыкально-поэтические произведения. Каждое стихотворение, вошедшее в сборник, дышит ностальгией по безвозвратно ушедшим обычаям предков. В том же 1990 году поэт дебютировал в литературно-художественном сборнике «Камчатка», представив историческую поэму «Жертва вождя». Словно «очарованный странник», уходит он в глубину веков родного края, а вернувшись оттуда, рассказывает обо всем увиденном своим современникам.

    Творчество Ю. А. Алотова многообразно. Он не только сочиняет поэмы, стихи, песни, баллады, но и мастерски исполняет их на сцене (в сопровождении гитары, бубна). Юрий Александрович — участник молодежного фестиваля в Якутске (1983), лауреат фестивалей и конкурсов авторской песни в Петропавловске-Камчатском («Камчатская гитара — 89»), в Магадане (1990), Владивостоке (1992), Киеве (1993). В 1992 году Ю. А. Алотов участвовал в областном фестивале камчатских композиторов. Яркий талант самобытного поэта-музыканта, национальный колорит его исполнительского искусства привлекли внимание специалистов. На камчатском телевидении о творчестве Ю. А. Алотова созданы две музыкально-поэтические программы.

    Ю. А. Алотов записал два компакт-диска. Первый диск «Легенды Камчачу-Ворона», вышедший в 2002 году, состоит из 18 композиций (студия «СВ»).

    На диске «Странник», изданном в 2003 году, Ю. А. Алотов исполняет свои стихи и песни в сопровождении двух гитар (с участием Николая Красильникова). Эта программа была исполнена на сцене Камчатского областного театра кукол 25 апреля 2003 года и имела значительный успех. В программу вошли 17 сочинений автора, разделенных на три части: «Казак камчадальный», «Дума метиса» и «Странник».

    В 1995 году Ю. А. Алотов принял участие в постановке спектакля по повести В. Тан-Богораза «Восемь племен», которую осуществили на сцене Паланского народного театра режиссер А. Гершзон и корякский хореограф, художественный руководитель национального ансамбля «Вэем» («Река») Валерий Етнеут. Ю. А. Алотов исполнил в спектакле роль Рынто, Черного шамана, продемонстрировав незаурядные актерские данные.

    В 1994 году под названием «Жертва вождя» вышел второй поэтический сборник Ю. А. Алотова, изданный Фондом компенсации (в пользу народов Севера). Кроме одноименной поэмы, в книгу вошли цикл стихов «Слово деда», поэтические картины и миниатюры.

    В 1999 году в издательстве «Белый шаман» под псевдонимом Этлой Камчачу вышла новая книга Алотова «Медвежья пурга», написанная по мотивам древних эвенских легенд. К эвенскому фольклору поэт обратился в 1996 году, когда находился в творческой командировке в Быстринском районе. Здесь в содружестве с руководителями национальных ансамблей «Нулгур» и «Нургунэк» занимался созданием сценариев для постановок национальных спектаклей и праздников. Первая работа Ю. А. Алотова на эвенскую тематику осуществлена в Анавгае совместно с Л. Е. Банакановой (Индановой): в мини-постановке «Улэкич», которая была затем показана в Эссо и Петропавловске. Спектакль «Сказки Алнея», созданный Ю. А. Алотовым в содружестве с Н. И. Григорьевой силами артистов национального театра «Нулгур Геван» (Эссо) в 2000 году, поразил зрителей этнографической точностью, лишенной современных сценических излишеств.

    Ю. А. Алотов создает свои поэтические произведения на русском языке, но всегда испытывает неодолимое желание писать на родном — чавчувенском языке, который, по мнению поэта, очень красив и музыкален. Отсюда частое включение в поэтические тексты чавчувенских междометий, возгласов, напевов, напутствий, подробные переводы которых автор широко представляет в сносках и примечаниях.

    В аннотации к книге «Жертва вождя» отмечается: «Сборник стихов корякского поэта Юрия Алотова — явление незаурядное. Он представляет нам внутренний мир остро чувствующего, глубоко думающего, реально воспринимающего действительность зрелого Мастера». Столь высокая оценка творчества поэта — не преувеличение. С этим согласится каждый, кто прикоснется к творчеству уникального камчатского поэта.

    Ряд произведений корякского поэта («Легенда Ворона», «Песня Ближнего», «Пустая протока» и др.) переведены и изданы на немецком, французском, испанском языках (1999–2002). Экземпляр «Легенды Ворона» на французском языке имеется в фондах Камчатской областной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

    В последние годы Ю. А. Алотов пробует силы в непривычном для себя прозаическом жанре. В газете «Новая жизнь» (Эссо) опубликованы несколько его рассказов. Сейчас поэт живет в Палане, публикуется в местной периодической печати, принимает участие в творческих мероприятиях округа. На состоявшемся осенью 2004 году окружном смотре-конкурсе композиторов Ю. А. Алотов был удостоен высшей награды — Гран-при.

    Ю. А. Алотов — член Союза писателей России (1997), лауреат литературной премии им. Г. Г. Поротова (1998).

    Кравченко Валерий Трофимович

    российский пианист и музыкальный педагог, краевед, журналист, деятель культуры. Заслуженный артист Российской Федерации (1997). Заслуженный работник культуры РСФСР (1988).

    Окончил Харьковский институт искусств как пианист.

    С 1968 г. преподаватель Камчатского областного музыкального училища (Петропавловск-Камчатский), концертмейстер Камчатской хоровой капеллы. Постоянно выступает со статьями об истории и культуре Камчатки в местной и центральной прессе.

    С 1973 года — член Союза журналистов СССР. Автор книг о танцевальном ансамбле «Мэнго» и о Камчатской хоровой капелле. В 2000-е годы работает над составлением энциклопедии «Культура Камчатки XX века», отдельные фрагменты которой уже появлялись в печати. В 2009 году принят в члены Союза писателей России.